"Отряд Вергеева". О проекте, ч.1

О виртуальных пилотах принято говорить, как о тех, кого не пустили в реальную авиацию.
Я же уверен, что «вирпилы» (сленг: виртуальные пилоты) это те пилоты, которым не дали авиации, неба по ряду определённых причин. Все эти причины невозможно назвать. У каждого они разные и личные. Могу сказать лишь о своей.
Моих попыток покорить небо было несколько. Окончание Суворовского училища открывало передо мной множество дверей, но лишь некоторые из них позволяли получить полное образование кадрового офицера. И среди этого списка не было ни одного, которое бы сроднило меня с небом. Признаюсь, что никоим образом я не мыслил себя в гражданской авиации. Дважды я ездил в лётные училища, будучи ещё на курсе СВУ, но мои чаяния были тщетны. Медкомиссии были неумолимы. Начальник и замполит училища настойчиво предлагали мне общевойсковое или политическое училища, и, наверное, служить по политической части я смог бы неплохо. Теперь об этом можно только догадываться: каким же замполитом я смог бы быть? Неплохим. Это точно. Но стал танкистом. Удивительно то, что ни одна медкомиссия не противилась моему выбору, несмотря на то, что рост у меня, ну, никак не «танковый».
Учился я в ТуркВО. Раскалённый полигон в предгорье, зной, сбитая траками в мелкую пыль глина, ледяные горные реки и арыки с водой, такого голубого цвета, словно они текли с самого неба. Рядом аэродром, где день и ночь кипела работа «по Афгану». Нередко и нас, курсантов, привлекали на разные разгрузочно-погрузочные работы, где я мог только прикоснуться к разжаренному дюралю бортов.
После окончания училища остался служить в горах, но уже в Таджикистане, который уже не был дружественной республикой могучего и необъятного СССР, т.к. и самого Союза уже не было. Остались проблемы сложные проблемы вновь рождённых независимых республик. Настоящая мужская работа в каменистых горах, на перевалах и границе. Не скажу, что мне это не нравилось. Танков было мало. Больше САУ, БМП, БТР, конвоев, дорог, разборок между кланами новоявленного независимого государства и... вертолётов. Без «вертушек» границы бы не было. Оперативность, скорость, манёвр, их умение, наша надежда и общее мужество. Налетался я с ними немало, но полетал бы ещё – не отказался. Кто больше интересуется событиями в «южных республиках» начала 90-х годов прошлого столетия, может сам найти немало интересной информации в сети.
Там я набирался опыта, в том числе и взаимодействия авиации и наземных сил. Правда, недолго. Скоро моя карьера кадрового офицера завершилась по причине порчи «целостности организма».
На «гражданке» как-то незаметно в жизнь пришёл персональный компьютер, а с ним и авиасимуляторы. Немало я их перепробовал, изучил и налетал сотни часов, но впечатления от Flankera 1.5, 2.0, «Горячих скал», а вскоре и «Чёрной акулы» - это лучшие впечатления моей жизни после драйва реального боестолкновения, секса с любимой женщиной и общения с детьми. Как говорится: авторитетно заявляю – да, это так.
Отлетав немало времени в сети, пройдя массу кампаний, я понял для себя одно, что они (полёты на симуляторах), не имеют некой золотой середины. Буду говорить на примере DCS: Ka-50 Black Shark. Многим хорош этот симулятор! Очень многим. Особенно реалистичностью полёта, оружием. Но не условиями. Есть масса миссий и немало кампаний, в которых можно поразвлечься, но не «поработать». Есть и такие, которые и семь потов с тебя выгонят, когда мечешься, как шар на бильярдном столе, стараясь попасть во все лузы сразу! Но не было ни одной, которая бы хоть как-то передавала реальную боевую работу, не полностью, конечно, но в той части, которая соответствует идее и возможностям самого симулятора.
До ЧА, летая в LockON на Су-25 и А10, я собирал для себя миссии, стараясь делать их так, как это могло бы быть в реальных боевых условиях, но через призму малой реальности самого LockON’а. Они у меня до сих пор хранятся. Много миссий. И это увлечение познакомило меня и с редактором миссий от Eagle Dynamics и скриптовым языком Lua. А с выходом ЧА понял, что можно делать более интересные миссии, более реальные.
Здесь, думаю, следует немного сказать о том, что для меня реальность в симуляторе. Насколько реален сам симулятор Ка-50? Здесь я опираюсь на мнение тех людей, кто участвовал в боевых действиях, сидя за РППУ в кабине вертолёта. Их оценки очень высоки. Реальность же боевых условий для меня в следующем. Если я из памяти, своего опыта «вытаскиваю» и реализую реальную боевую ситуацию, и вижу, что имеющимися возможностями ЧА она выходит на 75-80% достоверной – эту ситуацию для «Акулы» я считаю реальной.
И так в течении нескольких лет упражнений (в свободное время, не регулярно) я пришёл к выводу, что вполне возможно сделать кампанию, которая бы дала возможность виртуальному пилоту прочувствовать, осознать, что значит быть кадровым офицером в реальной боевой ситуации. Конечно, более достоверно было бы рассказывать об этом над горами Таджикистана, которые я знаю лучше, чем Кавказ. Но перенести историю на вершины Кавказа тоже можно. Трансформировать её, адаптировать.
Сделал несколько набросков. К этому моменту судьба меня свела с реальными пилотами. Один вертолётчик, другой «самолётчик». Мы сдружились. Не смотря на возраст и расстояния, мы имели одно прошлое, один опыт и одни воспоминания. Я показал им эскиз проекта. Одного это привело, как и меня ранее, в ЧА, а другого в LockON – он «подсел на свой любимый «грач».
Мы немало спорили о проекте, который они поддерживали (и поддерживают) с немалым интересом. Наши споры имели одну причину: что давать? что показывать? Двое (я и «водитель вертолёта» - так он себя называет) были за то, чтобы рассказывать как это было, но только на примере других гор, другой – («грачевод», кстати, с «кавказским опытом») за батальность, за массовки, за «слева рать, справа рать – а мы на танке и нас рать»). Но через некоторое время и он принял сторону большинства. Я написал сценарий и показал им. Это было одобрено.
Первая версия «Отряда Вергеева» - без звука, без оформления именовалась «Мандариновый путь».  Четыре миссии были встречены с неким скептицизмом, прежде всего потому, что не было радиообмена. А когда радиообмен был выписан в реальном объёме по реальным ситуациям, стало понятным, что в домашних условиях всю работу не реализовать. Отредактировали. Сделали меньше. Но факт: в 20-ти миссиях «Отряда Вергеева» больше 600 реплик!
Сделали 6 миссий и связались с компанией DCS. Нас по делу покритиковали, дали немало нужных советов. Один из которых был: делайте многоголосую озвучку. Сделали. Снова отправили на суд «старшего брата». Ответ не заставил себя ждать: радиопереговоры не соответствуют нормам ИКАО. Мы особо не противились и переделали. Если сейчас реплик больше 600, то всего с изменениями и переработками их почти 1000. Звук записывали с настоящими актёрами. Частью это были студенты театрального института – люди, которые не служили, и не будут служить в армии. Они превосходно озвучивают сериалы, а вот специфичность войскового сленга, характерность ситуаций, когда человек постоянно находится в стрессовой ситуации – с этим были проблемы. Повторы, повторы и ещё раз повторы... Порой до бесконечности. Не всё получилось так, как хотелось. Пилоты «Отряда Вергеева» наверняка заметили, что после 10-й миссии радиопереговоры более реалистичны, чем в самом начале.
И тесты, тесты, бесконечные тесты...
Я собираю миссии. Записываю своим голосом все реплики и рассылаю миссию на тест. После теста приходят замечания. Ошибок много. Много потому, что эту работу делали после основной работы, поздним вечером, ночью. Усталость – основная причина многих ЛП. Так и у нас. По замечаниям вношу правки и изменения. Снова тест. Снова правки и тест. Затем обработка актёрских реплик и тест с ними. Здесь уже два теста одной миссии – англоязычной миссии и русскоязычной. Затем тест по готовности всех миссий, и завершающий – тест всей кампании. Посчитайте сами. К результату добавьте 1/3 (тесты по правкам) и получите результат.
Автор, переводчик и консультант – люди с немалым опытом в симуляторе. Консультант с немалым реальным афганским, таджикским опытом. Но необходимо было ещё тестировать и на тех, кто впервые сядет в ЧА. Привлекли одного тестера с минимальным опытом ЧА (инженера, авиаконструктора), который не меньше нашего влюблён в симулятор. И одного новичка вообще. Летая тесты, он набирался мастерства и опыта.
Так всё начиналось, и результатом закончилось. Вышла 1/10 часть «Отряда Вергеева».
В следующей части расскажу уже непосредственно о самом отряде.