"Отряд Вергеева". О проекте, ч.2



В прошлой презентации-повествовании о проекте «Отряд Вергеева» была лишь вскользь упомянута тема реалистичности миссий кампании.

Здесь же, во II части рассказа о проекте, это будет рассмотрено более подробно.

Это совершенно бесспорно, что на данный момент симуляторы от компании DCS, вся серия DCS, являются самыми реалистичными. Как это им удаётся – об этом они сами немало рассказывают на своём сайте www.eagle.ru, и в инструкциях к своим симуляторам. Стоит потратить немного больше времени, нежели требуется для просмотра очередного оббитого штампами блокбастера. Это и развлечёт, и ума добавит.
Если же совсем просто сказать, так реалистичность – это наше отношение к окружающим условиям. Одному 27 градусов жарко, другого озноб добивает; третьему скорость по трассе в 120 – лёгкая прогулка, четвёртому и 90 обморок; пятый под минным обстрелом в трофейном плеере «Би-2» слушает, кофе прихлёбывает да сигаретку тянет, а шестого кишечные колики до смерти изводят. Кому хочется подробно об этом знать – факультеты психологии, педагогики или психиатрии в помощь, а простым любопытствующим можно посоветовать google.


DCS: Ka-50 BS – симулятор вертолёта, и как всякий вертолёт, а тем более вертолёт тактической поддержки наземных войск, тесно взаимодействует с AI симулятора, выполняющим роль противоборствующей стороны.

Много чего в ЧА (DCS: Ka-50 BS в дальнейшем ЧА), далеко от истины по ряду причин. Соответственно эти причины вынуждали и нас делать шаги от реалистичности представленных миссий кампании «ОВ».

Пилоту «233» в отряде Вергеева часто приходится делать работу по проводу конвоев на Красную Поляну. Рутинная работа. Пройти, осмотреть маршрут, а затем кружить над конвоем и проверять, осматривать места опасные на засады.

Дорога на Красную Поляну. Ущелье Ах-Цу. Посмотрите на фотографии. В верхних точках между вершинами высоток ущелья расстояние не больше 200-300 м, а внизу, в промоинах бурлящей Мзымты не больше 15 м, а высота почти в 1000 м. Впечатляет? В лермонтовские времена всякий путник, кому предстоял путь через эти места, не торопился с дорогой пока не совершал требуемую молитву. Не лучше ситуация была и в послевоенные годы. Это всё к тому, что в такую узкую щель ни один здравомыслящий пилот не сунется на своей винтокрылой машине. Добавьте к этому линию ЛЭП проложенную по ущелью, бурную и плотную растительность, которая не стесняясь залепила плотными зелёными облаками отвесные скалы и крутые склоны, и воздушные потоки, непредсказуемость которых просто губительна. И если сунулся в это ущелье конвой, в лучшем случае ему можно рассчитывать на ретранслятор на «вертушке», которая находится где-то рядом, но уж никак не на огневую поддержку и прикрытие. Это в условиях реального ущелья Ах-Цу невозможно. Теперь сравните с ЧА... Есть разница?


Исходя из этого встаёт вопрос карт, без которых никак и никуда. Позиции, ориентиры и т.д., всё это наносится на карты. Великий поклон и уважением тем, кто сделал для вирпилов карту-панно. Задумка и реализация хороши, да вот, для Ка-50 не годится. Для «камова» в самый раз карты в 1:200 000, 1:100 000, а лучше и 1:50 000. Представленное же панно имеет подробность где-то 1:500 000. Такая карта хороша для истребительной авиации, но не для фронтовой и тем более тактической. В «ОВ» эта проблема решалась через рисование карт для брифинга, но имеющееся окошко в 512 px на сторону не позволило делать эти карты удобными для чтения.

Кстати, некоторые пилоты выразили недовольство тем, что в комплект не вошли «печатные» размеры представленных в миссиях карт. Участники проекта рассматривают этот вопрос. Против такого сервиса почти все. Не потому, что это дополнительные трудозатраты, а потому, что каждый пилот во время брифинга рисует свою карту для «планшета». «Рисует на коленке». Не буквально, конечно, но все-таки рисует. Наносит на свою карту ПП, ориентиры, цели, КП, позиции и т.д. Вирпил, который настроен выполнить поставленные в миссии задачи, должен делать также. Это и есть шаг навстречу реалистичности.

Признаки действия оружия. Современному пилоту вертолёта больше приходится сталкиваться с движением сопротивления на оккупированных территориях. С партизанами. Партизанским движением. Сейчас их называют террористами. Это совсем не верно. Террористами являются те, кто прибегает к террористическим мерам: подрывы, заложники, нарушение коммуникаций и т.д. Этим занимаются и регулярные армии. На террор обычно отвечают террором. Порочный круг, но разговор не об этом.

При виде вертолёта противника партизан заинтересован в двух целях: сбить дорогую машину врага и остаться незамеченным, целым и невредимым. В ЧА мы видим, когда и откуда по нам стреляют. Снопы трасс летящих снарядов и пуль из ПКМ с головой выдают огневые позиции. Остаётся дело за малым: энергичным манёвром выйти из-под огня и предпринять меры по контратаке (или полному выходу из боя). Шансов у AI-партизана или ЗУ в этом случае очень и очень мало.

В реальной же жизни, шансы пилота вертолёта едва сравняются с расчётом замаскированной ЗУ, если он не заметит «сварку». «Сваркой» называют вспышки газов на срезе ствола огнестрельного оружия. Партизаны стрелки предпочитают в своих пулемётах, зенитках не использовать трассирующий БК, как демаскирующий позицию. А для точной стрельбы используют пристрелку. В горах это не сложно.

Маскировка целей. В ЧА она по определению невозможна. Если пилоту вздумается включить «внешние виды», упростить графического отображение – все авторские идеи летят к чёрту! Позиции всех противников видны, как на ладони, т.к. не отображается и без того редкий лесной покров. Поэтому выполнять задания в отряде Вергеева необходимо на самых высоких настройках графики, что закономерно требует наличия довольно мощного компьютера. Немалая проблема и со строениями: на больших расстояниях здания не видны даже на максимальных настройках графики, а юниты AI – видны без проблем.

В реальных же условиях пилоту вертолёта проще заметить колонну автомашин на марше на трассе, грунтовой дороге или бездорожью; труднее – технику рассредоточенную в населённых пунктах, в лесистой местности. Ещё труднее определить бронетехнику, которая будет стоять в поле замаскированная по всем правилам.

Задачи маскировки объектов в «ОВ» решаются способом включения юнитов лишь тогда, когда игрок находится в зоне эффективного поражения их оружием. Т.е. они себя демаскируют лишь в том случае, если могут достать НЛЦ (низко летящую цель). И лишь только в том случае, если, это требуется по сценарию.

О реальности погодных условий в ЧА не приходится вообще говорить. Вирпилу в «ОВ» (или в других кампаниях, миссиях) приходится решать проблемы с физикой воздушной среды: ветер, порывы, турбулентность, слои тумана. Но этого недостаточно, для передачи всех реальных метеоусловий игроку в симуляторе. Прежде всего нет запылённости, влажности воздушного пространства, что должно сказываться на возможности пилота видеть, оценивать и анализировать окружающую обстановку. От пыли блистеры кабины загрязняются, от осадков видимость через остекление ухудшается. Динамической погоды нет.

Ни в коем случае не думайте, что эта статься своего рода критика DCS. Нет, и ещё раз нет! Критиковать нечего. Симулятор вертолёта сделан командой DCS на максимально высоком уровне, какой только возможен для современных симуляторов. Назовите другой? Припомнить можно лишь Ganship. Но и список его недостатков займёт ни одну статью.

Всё здесь сказанное – это оценка реалистичности кампании «Отряд Вергеева». Но реалистичность кампании (не только «Вергеева»), зависит напрямую от инструментов реалистичности представленных в самом симуляторе.

Исходя из этого, следующий аспект реалистичности кампании это радиообмен. В ноябре 2009 года на суд команды DCS были представлены первые 6 миссий «ОВ». Они были оформлены одноголосым радиобменом по принципу «от-вольного». Перед тем, как приняться за работу над проектом мы очень внимательно просмотрели миссии и кампании от других производителей. Получение информации игроком из внешнего мира (кроме графической составляющей) был в них построен (без каких-либо исключений) по принципу «простой понятности». Пилоты обращались к друг другу по именам, прозвищам, редко – по позывным. Мы не дети и прекрасно знали (а многие использовали или используют поныне), что существуют нормы ICAO, а также правила регулирующие обмен голосовой информацией между экипажами ЛА и службами обслуживания и управления. Нам посоветовали делать «радио» строго по нормам, хотя это тоже не совсем верно. Есть документ «Приказ Росаэронавигации от 14 ноября 2007 г. N 109 Федеральные авиационные правила Осуществление радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации», и в частности его п. 1.4. Общего положения, в котором ясно сказано, что данные правила не распространяются на борта и службы принадлежащие ВС или выполняющие работы для армии.

Также из своего опыта, и опыта своих товарищей могу сказать, что в реальных условиях нередки «нарушения» в коде «радио», за что накладываются взыскания, взыскания и снимаются. Принцип радио для пилотов и «наземки» построен по принципу: «если выполнено – значит задача была поставлена понятным языком». Правда, в отличии от ЧА, в реальной жизни, если что-то было не услышано, расслышано или вообще не принято (горные условия), об этом можно переспросить, запросить повтор: «Навал, 233 не понял. Повтори». Этот недостаток решается в «ОВ» принципом «Тройного напоминания»:

  1. Брифинг. При всей его художественности, он несёт в себе для пилота массу полезной, нужной и обязательной информации. Прежде всего пилот получает «картинки» общей ситуации, всей работы группы, а не только своей. Затем получает информацию по своему заданию: акценты, дидактический материал (ПП, тактические карты, фотографии), приказ.
  2. Повторение брифинга «Навалом» во время «карты запуска» также является важным моментом. Нередко, когда информация брифинга и инструкции «Навала» разнятся по содержанию. Это сделано намеренно для того, чтобы показать, что окружающая ситуация динамическая. Она меняется минута к минуте, и к тому времени, когда пилот прибудет со своим бортом в ОР – она может быть совершенно иной от той, что была освещена ранее.
  3. Вводные инструкции в процессе выполнения ПП. Это закономерно, если исходить из условий п. 2. И повторение полученной информации игроком.
В реальности выполнением ПП руководит РП (руководитель полётов). Мы специально ввели ещё тактического офицера с позывным «Навал», оставив РП симулятора лишь сопровождение «приводов» (взлёт-посадка). На самом деле практика оперативных офицеров, тактических офицеров, офицеров боевого управления – это не открытие «ОВ». Это взято из жизни, опыта.

В радиообмене «ОВ» присутствует голос игрока. Это ещё один инструмент получения дополнительной информации о ситуации, и усвоения ранее полученной информации, мол, да, Навал, 233 тебя понял и понял следующее... и т.д.

Самое сложное в создании игрового контента – атмосферное оформление, необходимое для создание эффекта погружения в ситуацию. В «ОВ» это достигается в том числе и радио. Есть нарекания на то, что радиообмена очень мало. Никто не спорит. Но не забывайте о том, что это самый трудоёмкий процесс: написание реплик (сценарий), предварительное озвучивание, затем – актерское озвучивание, и серьёзная работа по монтажу, программированию. Звуковое оформление одной миссии может занять пару рабочих дней. И, военная авиация – это не сороки на бельевой верёвке во дворе. Там не страдают обилием речи, как в этой статье.

Мы намеренно разделили в «ОВ» каждый борт на свою частоту. Это не верно и не соответствует реальности. Невозможно даже представить материально-техническую базу, обслугу, которая бы сопровождала бы каждый борт в воздухе во время ПП! Слишком фантастично, чтобы быть действительностью. Конечно, есть моменты, когда ЛА делят на группы и выделяют на группу свою частоту. Но крайне редко, когда пилоты могут напрямую общаться с наземкой, если это не требуется для выполнения поставленных задач. Здесь есть свои нюансы, обсуждение которых в этой статье неуместно.

По реалистичности кампании «Отряд Вергеева» можно сделать следующий вывод. Реалистичность кампании напрямую зависит от реалистичности самого симулятора. «ОВ» адаптирована к условиям представленным в симуляторе DCS: Ka-50 BS.

Сложно ли это вообще, пройти кампанию? Если налёт меньше 40 часов, тогда, да, сложно. Первые 20 миссий построены по принципу «от простого к сложному». Никто, никогда в армии, будучи в здравом уме, не пошлёт молоденького лейтенанта в пекло сразу после сдачи аттестатов и представления в штабе в/ч. Так не поступят и с сержантом. С рядовым – да. Но не с офицерским составом. На подготовку к БД офицера государство тратит в десятки больше средств, чем на обучение срочника. Для молодого лейтенанта есть так называемый «срок обкатки». Если он пилот, будет выполнять относительно простые задачи по сопровождению, патрулю, поиску, до тех пор, пока не будет полной уверенности, что он достаточно хорошо освоился с вверенной машиной, её оружием и основными оперативными районами, полигонами. Даже во времена ВОВ, несмотря на тяжелейшие условия с ЛС в первые годы войны, молодняк после училищ обкатывали на специальных полигонах в глубине своей линии обороны, и лишь после этого выводили в бой.

Кампания не является хардкорной, но некоторые моменты в решении поставленных задач требуют взвешенного и разумного подхода.

И несколько слов о «коридорности». Это было сказано на форуме ED во время обсуждения первой демо-версии «ОВ». Имелось ввиду, что пилот напрочь лишён возможностей для проявления инициативы.

Оценивая миссии и кампании других разработчиков, мы пришли к выводу, что чем лучше в них реализована способность Фомы Аквинского (христианский святой, имевший способность быть одновременно в нескольких местах) – тем миссия круче!  Чтож, и такие миссии нужны. Сначала летим туда, ищем, громим и т.д. Мечемся, как бильярдный шар по столу в надежде попасть во все лузы сразу и на время. Драйв!

Но такое использование нисколько не годиться для тактического вертолёта, которым является Ка-50, если возвратиться к теме этой статьи, реалистичности. В армии задачи ставятся и выполняются. С постановкой задачи даются и инструменты для её успешного выполнения. Кроме самой техники и оружия (и много другого) даётся и ПП (план полёта), выполнение которого является едва ли не главным условием в успешности миссии. Следуем плану – значит есть немалый шанс вернуться на «точку» за орденом, не следуем – угроза трибунала.

«Отряд Вергеева» также драйв. В нём не так просто выполнить ПП и решить тактическую задачу, как сразу может показаться.. Кстати, есть уже пилоты, кто успешно разрешил все первые 20 задач кампании Вергеева. И справился он за 18 с лишним часов, пройдя (с учётом откатов) 1-ю часть за 28 попыток.

В следующей части будет представлен сценарий одной из миссий «ОВ». Литературный сценарий будущей миссии.